Мобильные телефоны сегодня продаются куда лучше компьютеров. И «мобильность» для них является одним из ключевых параметров, поскольку используются они в основном только при питании от аккумулятора.
Но тут же встает вопрос методики тестирования автономности. С ноутбуками все просто: запустил таймер, включил фильм или программу, гоняющую ту или иную задачу, и можно забыть на пару часов о компьютере. 4-5 основных тестов почти полностью перекрывают все основные задачи, а прогоняются они за день, максимум два.
Телефон, а особенно смартфон, дело иное. Он рассчитан на более долгое использование, да и область применения в автономном режиме шире (смартфонов, конечно, но, раз уж они пользуются таким спросом, далее будем говорить в основном только о них). Проведение одного-двух тестов может занять целый день, а тестов таких должно быть по совести штук 6-8.
Стало ясно — подход, годный для ноутбука, для смартфона уже не годится. В противном случае оперативность материалов заметно снизится, да и вообще это неэффективно. В связи с этим мы решили разработать методику тестирования, способную дать адекватную оценку автономности устройства, но не отнимающую столь огромное количество времени.
Для начала мы выделили те задачи, которые чаще всего выполняются на современных смартфонах:
- режим ожидания;
- чтение;
- прослушивание аудио;
- просмотр видео;
- серфинг в Интернете через Wi-Fi;
- серфинг в Интернете через 3G (в будущем и 4G);
- запуск 2D-игр;
- запуск 3D-игр;
- совершение звонков.
Итого 9 штук. Мы понимаем, что серфинг в Интернете через Wi-Fi и 3G/4G задачи однотипные, как и отчасти 2D/3D-игры. Тем не менее, телефон (да и его владелец) стараются выходить в онлайн через Wi-Fi. Во-первых, это дешевле, а во-вторых, это потребляет меньше энергии. Игры же на смартфонах в своем большинстве пока двухмерные. Они для сенсорного экрана подходят более всего, да и для их запуска не требуется много ресурсов, чего нельзя сказать о 3D. Трехмерные игры — это самый настоящий «ресурсопоглатитель», где бы их не запускали.
Итак, теперь осталось придумать, как замерить автономность на всех этих задачах. Ответ оказался довольно простым — запустить их все по порядку, а остаток заряда аккумулятора записать в результаты. Продолжительность запуска для каждого теста совпадает. Его нужно было подобрать таким образом, чтобы телефон разрядился на достаточно приличную величину, но и так, чтобы не было аппаратов, у которых аккумулятор сел бы целиком. Такой интервал был найден — 20 минут на тест. Лишь в режиме ожидания телефон будет лежать 2 часа. Во время прохождения всех тестов яркость экрана устанавливается примерно на половину, также как и громкость.
В конечном итоге получилось следующая методика. Перечисленные задачи запускаются в строго следующем порядке: режим ожидания, чтение, аудио, видео, серфинг Wi-Fi, 2D, 3D, серфинг 3G, звонок. После этого мы получаем три результата: остаток заряда после прохождения всех тестов до 3D включительно, остаток до 3G включительно и после прохождения всех тестов.
Подобное деление необходимо, поскольку методика предполагает и тестирование планшетов. Планшеты же в некоторых случаях не способны выполнять задачи из списка. К примеру, наиболее дешевые варианты не поддерживают 3G. А почти все модели с 3G не способны на совершение звонка. Но в случае необходимости можно будет сравнить результат со смартфоном на равных.
На текущий момент мы разработали методику для Android. В будущем, возможно, мы ее расширим и на другие системы (а то и вообще на обычные телефоны). Конечно, приложения будут отличаться, но мы всегда будем использовать одинаковые файлы и стараться максимально сблизить условия тестирования. А пока вкратце перечислим те программы, которые ты используем во время тестирования.
Режим ожидания. Здесь все предельно просто. Этот тест следует первым и время засекается сразу как кабель зарядки достается из телефона. Само собой, аккумулятор к этому моменту заряжен на 100%. Экран во время теста погашен. Напомню, что длится он 2 часа.
Чтение. Многие телефоны и планшеты сегодня используются для чтения. Книг, новостей, сайтов и так далее. Но в данном случае мы большем сосредоточились на чтении книг.
Для чтения запускается программа Cool Reader — одна из самых популярных. В ней открывается TXT-файл и включается режим автоскроллинга страниц, после чего телефон откладывается на 20 минут в сторонку.
Аудио. Идея использовать телефон как мобильный плеер пришла производителям уже очень давно. А современные смартфоны предоставляют функционал не хуже того, что предлагают приложения для обычных компьютеров. Естественно, что музыка играет при включенном экране.
Здесь мы мудрить особо не стали, поскольку большинство владельцев смартфонов используют именно тот проигрыватель, что установлен по умолчанию. Именно так поступаем и мы — запускаем воспроизведение нескольких треков в стандартном приложении, установленном производителем.
Видео. С видео вышло несколько сложнее — не все производители поставляют со своими смартфонами видеоплеер. В частности этим грешат компании, не предоставляющие собственной фирменной оболочки для Android. Потому в данном случае мы воспроизводим фильм либо на стандартном плеере, если он установлен, либо на RockPlayer Lite.
Фильм мы всегда запускаем один и тот же — четвертый эпизод третьего сезона сериала «Жеребец» в переводе LostFilm. Потребление ресурсов процессора во многом зависит от разрешения видео, от степени сжатия, даже от его звуковой дорожки, потому использовать здесь один эталонный файл крайне важно. Мы не стали выбирать что-нибудь с HD-разрешением, поскольку бюджетные смартфоны явно будут испытывать с таким кино проблемы. Да и неудобно подобные фильмы пока смотреть на телефонах без пережатия — файлы большие, часто бывают больше 4 Гбайт, а это ограничение пока актуально для гуглофонов.
И одной строкой параметры нашего видеофайла: 704х400 пикселей, 1727 Кбит/с видео + 128 Кбит/с аудио, 377 Мбайт.
Серфинг. С Интернетом ситуация была сложнее. Просто открыть браузер и загрузить в нем страницу — это не дело. Необходимо, чтобы сайты менялись. Потому мы сделали специальный скрипт, который производит смену сайтов с интервалом от 30 до 120 секунд. Список сайтов задан заранее, там присутствуют как «тяжелые» страницы, так и достаточно легкие.
С выбором браузера мы поступили точно также, как и с плеерами — используем тот, что стандартно установлен в системе.
Игры. С играми решить вопрос получилось сложнее. Необходимо, чтобы они самостоятельно могли создавать нагрузку в течение 20 минут.
Для 2D выбор пал на Herman the Hermit.
Право запускаться в 3D досталось electopia, которую мы используем в том числе и при тестировании 3D-производительности смартфонов и планшетов. Игра имеет специальный бенчмарк, который по завершении продолжает крутить тестовый демо-ролик. Как раз эта особенность и используется нами для оценки автономности.
Звонки. И остаются звонки. Здесь все просто: набирается номер, на другом телефоне снимается трубка и время пошло. Экран, конечно, погашен. Через 20 минут дается отбой и записывается финальный результат остатка аккумулятора.
***
Пожалуй, получилось не очень сложно и вполне достоверно. На весь тест уходит чуть менее 5 часов. Правда, при этом приходится периодически посматривать на часы, но все же это лучше, чем гонять телефон неделю. Первые диаграммы с соответствующими результатами появятся в наших ближайших статьях.